18th International exhibition of boats and yachts
Moscow Boat Show
February 27 – March 2, 2025 /
29 June 2017
23 июня в Тверской области состоялся форум «Реки России», в работе которого приняло активное участие Морское Инженерное Бюро. На пленарной сессии генеральный директор компании, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров выступил с докладом «Новые круизные суда, строящиеся на российских верфях».
Основные тезисы доклада:
1. В России приступили к реальному строительству круизных судов смешанного река-море плавания и речных. Первое судно проекта PV09 «Штандарт» уже сдано, суда проектов PV300VD для «Мостурфлота» (на 310 пассажиров) и PV300 для «Водохода» (на 342 пассажира) строятся. В ближайшем будущем состоится закладка мелкосидящего колесного круизного судна для компании «Гама».
2. Строительство круизных судов осуществляется на верфях Объединенной судостроительной корпорации по лизинговой схеме.
3. Судоходные компании-лизингополучатели «Мостурфлот» и «Водоходъ» уже ведут активную работу по продвижению на туристическом рынке новых судов, предлагая их с 2020 года, в том числе с принципиально новыми линиями, такими как рейсы по Каспийском морю.
4. С целью продолжения создания нового пассажирского флота (по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития внутренних водных путей, состоявшегося 15 августа 2016 года) предполагается:
- использовать меры государственной поддержки в виде продления действия постановления Правительства Российской Федерации N383 по компенсации 2/3 процентной ставки по кредитам на закупку гражданских судов и лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение гражданских судов;
- использование лизинга на приобретение гражданских судов;
- принятия постановления Правительства по предоставлению субсидий организациям на возмещение части затрат на приобретение новых судов взамен судов, сданных на утилизацию (судовой утилизационный грант).
5. Оценка рынка, в том числе опыт 2016 года по работе судов проекта PV08 «Александр Грин» и «Княжна Виктория» с отечественными туристами, позволяет сделать вывод, что с учетом прогнозируемого сокращения числа находящихся в эксплуатации судов старых серий, требуется к 2025 году не менее восьми новых круизных судов концептов PV300VD и PV300.
Отвечая на вопросы, профессор Геннадий Егоров указал, что новые концепты имеют вполне приемлемые осадки: PV09 - 1,80 м, PV300VD - 3,20 м, PV300 - 3,00 м и что их «пятизвездочные» возможности востребованы как иностранными, так и российскими туристами.
Было отмечено, что новые концепты - это не только новые суда, но и новый туристический продукт. Например, перспективный каспийский круиз привлекает не только граждан прикаспийских стран (Ирана, Азербайджана, Казахстана), но и туристов из США, Австралии, Европы и Китая.
Сейчас речные круизные суда по ВВП России перевозят примерно 350-400 тысяч туристов, из них примерно 75 тысяч иностранцев. Средний возраст российских существующих судов составляет 43 года, при этом половине из 90 существующих судов уже за 50-60 лет. В ближайшее десятилетие этот флот, скорее всего, будет списан, и у нас останется всего порядка 40-50 судов, поэтому к 2030 году такими услугами смогут воспользоваться до 200 тыс. туристов. И это при том, что по некоторым экспертным оценкам, потенциально объем рынка составит к тому времени до 1 млн. туристов.